Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Программа социологического исследования и ее компоненты


Подготовка социологического исследования насыщена разнообразными видами работ, специфическими научными процедурами, главнейшими из которых являются:

- Выбор методологии исследования и интерпретации полученных данных;

- Обоснование теоретических принципов, логической последовательности исследования;

- Выработка инструментария (анкеты, бланка интервью, Кодирующие бланка для проведения наблюдения и т.п.);

- Разработка методических документов для сбора первичной информации (советы интервьюеру, наблюдателю и т.п.);

- Формирование исследовательской группы для целей и задач исследования - разработчиков программы и инструментария, исполнителей полевых исследований, Специалистов по обработке полученной информации, аналитиков для подготовки итогового отчета;

- Обучение специалистов полевых исследований (интервьюеров, наблюдателей и проч.)

- Разработка программы обработки данных.

Каждое социологическое исследование начинается с выяснения намерений и цели заказчика, уточнения темы исследования, определение сроков и затрат, связанных с ними, выяснение финансовых, материально-технических аспектов дела. После этого наступает непосредственная исследовательская работа, начало которой связано с созданием программы.

Программа социологического исследования является научным документом, содержащим схему логически обоснованного перехода от общих теоретических представлений об изучаемом социальном явлении, к использованию инструментария и выполнения исследовательских процедур (сбора, обработки и анализа информации). Она является стратегическим документом, который позволяет сделать выводы о концептуальных основах, методики проведения, спрогнозировать его результативность.

Программа выполняет методологическую, методическую, организационную функции. Их реализация влияет на структуру программы, которая состоит из методологической и методической частей.

Методологическая часть программы включает такие компоненты:

- Формулировка и обоснование проблемы;

- Разработку целей и задач исследования;

- Определение объекта и предмета исследования;

- Системный анализ объекта исследования;

- Формулирование рабочих гипотез исследования;

- Интерпретацию и операционализация основных понятий исследования.

Методическая часть программы предусматривает:

- Разработку стратегического плана исследования;

- Определение изучаемой совокупности, разработку выборки исследования;

- Выбор и описание методов сбора первичной социологической информации (опрос, анализ документов, наблюдение, Эксперимент);

- Обоснование логики анализа и интерпретации собранной первичной социологической информации по разработанным инструментарием;

- Описание схемы анализа полученных данных.

Создание программы начинается с очерчивания проблемы исследования, то есть с определения предмета и цели исследования (например, исследование общественного мнения относительно предстоящих выборов, изучение спроса населения на определенные товары, тенденций преступности среди определенной прослойки населения, выяснения положения молодежи на рынке и т.п.). Следовательно, предметом исследования являются реальные жизненные противоречия, которые создают проблемную социальную ситуацию, для решения которой необходима правдивая, оперативная, научно обоснованная информация.

Социальная проблема - противоречивая ситуация реальной жизни, что имеет массовый характер и касается интересов социальных общностей, групп.

Социология использует различные подходы к определению типа социальной проблемы, основываясь цель исследования, носителя проблемы, масштабы ее распространения, время действия, глубину противоречия, создает проблему.

В целях выделяют гносеологические (логико-познавательные) и предметные проблемы. Гносеологические проблемы вызваны недостатком информации о состоянии, тенденциях функционирования социального объекта. То есть рождение проблемы обусловлено недостаточностью знания об определенных процессах, явлениях социальной жизни. Предметные проблемы - это противоречия, обусловленные столкновением интересов социальных общностей, институтов, которые дестабилизируют их жизнедеятельность и стимулируют к активным действиям.

За носителями выделяют следующие виды социальных проблем: Проблемы отдельных социальных групп (социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и других); проблемы социальных институтов, конкретных производственных предприятий, государственных учреждений, учебных заведений, организаций и т.д..

По масштабам распространенности социальные проблемы могут быть государственными, региональными, локальными, соответственно времени действия - непродолжительными и долговременными.

Принимая за критерий глубину противоречий, можно выделить одноплановые (касающиеся одного аспекта социального явления, процесса); системные (характерны для многих элементов социального явления, Процесса) и функциональные (вызванные нарушением глубинных связей в механизме функционирования социального явления или процесса) социальные проблемы.

Для того чтобы сформулировать социальную проблему, необходимо:

- На основании анализа документов заказчика получить представление о реальной проблемной ситуации;

- Провести беседу с руководителями и работниками организации-заказчика с целью получения дополнительной информации о проблемной ситуации;

- Проанализировать научную литературу, статистические материалы, Данные других исследований (социологических, экономических, политологических и т.д.) для окончательного завершения информационного поиска.

Выяснение проблемы исследования является слишком важным делом, поскольку ошибки умножаются на всех последующих стадиях. Нужно различать реальные и надуманные, мифические, социальные проблемы; избегать исследования весьма масштабных социальных проблем, что может привести к осложнению инструментария, непредвиденных материальных и временных затрат на проведение исследования и сделает его громоздким и малоэффективным; стремиться к как можно более точного, Конкретного формулирования проблемы, что позволит грамотно и оперативно провести социологическое исследование и разработать адекватные рекомендации.

При этом необходимо различать проблемы социальные и научные. Как известно, социальная проблема - это жизненное противоречие, которое требует решения. Невозможность решения социальной проблемы существующими средствами и методами вынуждает прибегнуть к научному познанию. Научная проблема должна более или менее точно отражать проблемную социальную ситуацию. Выяснение собственно научной проблемы позволяет зафиксировать, с одной стороны, наличие социальной проблемы, а с другой - отсутствие или устарелость путей, способов ее решения. Постановка научной проблемы означает выход за пределы уже изученного в сферу того, что только начинают изучать. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - определенную общность или группу, их деятельность. Поэтому объектом исследования чаще всего является то, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Объект социологического исследования - определенная социальная реальность, которая требует целенаправленного изучения (социальные сообщества, субъекты, процессы в их конкретных, относительно завершенных состояниях и взаимодействия).

Объект исследования существует в социальной реальности независимо от исследователя. Предмет исследования имеет искусственное происхождение, поскольку формулируется исследователем в соответствии с целью и задачами исследования.

Предмет социологического исследования - наиболее значимые из теоретической или практической точки зрения особенности, стороны объекта, которые необходимо исследовать.

Один и тот же социальный объект может иметь много особенностей, качеств, сторон, которые отражают некоторую его характеристику. Поэтому выбор предмета исследования предполагает четкую постановку проблемы, формулирование цели и задач исследования, системный анализ его объекта.

В реальном социологическом исследовании определение объекта и предмета иногда обусловливает определенные трудности. Поэтому программа исследования обязательно предусматривает системный анализ объекта, основной целью которого является построение гипотетической (концептуальной) модели объекта с учетом комплекса его элементов, внешних и внутренних связей. Такой анализ объекта исследования позволяет:

- Зафиксировать его составляющие, внешние и внутренние связи;

- Описать механизм его функционирования и развития;

- Установить главные и второстепенные факторы, Определяющие этот механизм;

- Конкретизировать проблемную ситуацию;

- Выяснить предмет исследования;

- Определить и проинтерпретировать основные понятия исследования;

- Разработать рабочие гипотезы;

- Выделить категории и единицы анализа.

Важным в системном анализе является установление совокупности факторов, влияющих на объект и определяют направления и тенденции его функционирования и развития. Поэтому исследователь должен выделить и описать как можно больше этих факторов, установить их значение, связь, силу и специфику влияния. В целом факторы классифицируют на общие (характерные для всего класса подобных объектов), специфические (характерные для конкретного объекта), внешние (находятся в окружающей среде), внутренние (содержатся в самом объекте), функциональные (определяют функциональные связи, обязанности элементов объекта), Структурные (обеспечивают способ связи элементов объекта), генетические (предопределяют происхождения и последовательность состояний объекта), объективные (их действие не зависит от функционирования объекта), субъективные (зависят от функционирования объекта), прямые (результаты их влияния оказываются непосредственно), Косвенные (результаты их влияния проявляются во взаимодействии с другими факторами), индивидуальные (связанные с деятельностью отдельных участников), коллективные (связанные с деятельностью социальной сообщества, группы, коллектива).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: