Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Эвристические способы и приемы в анализе хозяйственной деятельности


Эвристика – это наука о творческом мышлении, поэтому эвристические методы анализа – это творческий поиск решения экономических задач. Эвристические методы решения экономических задач применяются в тех случаях, когда связи экономических переменных нельзя описать с помощью математических моделей.

Наиболее часто используются следующие приемы:

1. прием аналогии – это использование подобного известного решения для ответа на конкретный аналитический вопрос;

2.          прием инверсии – отказ от традиционных решений;

3.          прием мозговой атаки – генерирование идей группой специалистов различного профиля. Он осуществляется в 2 этапа. На первом этапе выдвигается серия идей. Чем их больше, тем лучше результат. Считается, что для решения сложных задач требуется от 400 до 500 первоначальных идей, поэтому проводится несколько сессий продолжительностью по 40-50 минут. На втором этапе идеи обсуждаются, и выбирается несколько лучших идей для реализации;

4.          прием коллективного блокнота – это самостоятельное накопление идей в течение определенного периода каждым участником. По окончании периода руководитель творческой группы систематизирует материал и передает его на совместное обсуждение для выработки окончательного решения проблемы;

5.          прием контрольных вопросов – это опрос специалистов по определенному перечню вопросов, которые подводят к решению задачи. За рубежом чаще всего используется опросник А.Осборна. Он включает девять групп вопросов по следующим разделам: что можно в объекте преобразовать; что надо сделать наоборот; на какой объект похож данный объект; что можно скопировать; какие новые комбинации объекта возможны и т.д.;

6.          прием синектики – это поиск решения задачи путем преодоления психологической инерции. Решение проблемы ищет группа специалистов различных профессий;

7.          морфологический анализ – это использование структурных (морфологических) взаимосвязей экономических явлений и процессов. Он основан на систематическом исследовании всех теоретически возможных вариантов, вытекающих из закономерностей строения объектов анализа. Морфологический анализ предполагает создание дерева целей, или матрицы, где отражаются все показатели, характеризующие объект анализа и причины возможных их изменений. Построение матриц осуществляется высококвалифицированными специалистами;

8.          экспертная оценка – это организованный сбор суждений и предложений экспертов по рассматриваемому вопросу с последующей обработкой их ответов. Она осуществляется в три этапа:

·               создание группы экспертов;

·               опрос экспертов;

·               обработка полученных результатов.

При отборе экспертов можно использовать следующие методы: анкетирование, самооценка, коллективная оценка. При отборе экспертов методом анкетирования они заполняют специальные анкеты. Анкета содержит перечень вопросов и возможных альтернативных ответов, т.е. несколько ответов на каждый вопрос. Ответы оцениваются с помощью весовых коэффициентов. Пригодность эксперта для участия в экспертизе оценивается путем использования коэффициента компетентности. Он рассчитывается по формуле:

yij - весовой коэффициент, соответствующий j–той альтернативе ответа эксперта на i–й вопрос;

yi – максимальный весовой коэффициент для показателя i.

При отборе экспертов методом самооценки эксперт сам оценивает свою осведомленность по вопросам, связанным с изучаемой проблемой по 11-балльной шкале (0-14 баллов). Компетентность эксперта оценивается с помощью коэффициента, рассчитываемого по формуле:

ki - самооценка в баллах, характеризующая степень ознакомления эксперта с i-тым вопросом;

n – максимально возможная самооценка.

Метод коллективной оценки применяется в том случае, если кандидаты в эксперты знают друг друга очно или по публикациям. Способности каждого специалиста оцениваются другими членами группы.

Статистическая обработка результатов экспертизы заключается в определении квартили, медианы или ранга явления.

Квартиль – это значение показателя, которое может быть приписано членам ряда, построенным в порядке возрастания и удаленным от начала на ¼ (нижний квартиль) и ¾ (верхний квартиль). Он характеризует доверительную зону. Экспертам, чьи оценки не попали в доверительную зону, предлагается привести дополнительную аргументацию для обоснования своей позиции или присоединиться к мнению большинства.

Медиана – это значение признака, соответствующее среднему члену ряда, построенного в порядке возрастания. Она определяется для доверительной зоны. Значение медианы характеризует обобщенное мнение группы экспертов по решаемой проблеме.

Ранг – это порядковый номер, обозначающий место исследуемого явления в общей совокупности факторов, оказывающих влияние на результат. Ранг самого важного фактора принимается равным единице, наименее важному фактору присваивается самый высокий ранг. Ранжирование производится каждым экспертом, затем путем суммирования или расчета средней арифметической устанавливаются результирующие ранги.

Надежность результатов экспертизы зависит от качества применяемых анкет, принципов подбора экспертов, методов группировки суждений специалистов. Достоверные экспертные оценки могут быть получены только при достаточно высокой согласованности мнений экспертов по исследуемым проблемам. Степень согласованности оценивается с помощью коэффициента конкордации, рассчитываемого по формуле:

ci - сумма рангов, проставленных всеми экспертами i-той альтернативе;

m – количество альтернатив;

N – число экспертов;

 - среднее арифметическое сумм рангов.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: