Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Анализ выпуска и реализации продукции. Анализ объема производства


От объема выпуска и реализации продукции в значительной степени зависят себестоимость продукции, прибыль, рентабельность, поэтому анализ выпуска продукции и ее реализации имеют важное значение.

Основные задачи анализа:

1.      оценка выполнения бизнес-плана и изменения в объеме, составе, ассортименте, качестве продукции, ритмичности производства по сравнению с прошлыми отчетными периодами;

2.      оценка влияния факторов на изменение объема производства и реализации продукции;

3.      выявление результатов повышения выпуска продукции и увеличение реализации продукции.

Основные источники информации для проведения анализа – данные бизнес-плана, формы статистической отчетности, данные годового и квартального отчетов.

В процессе проведения анализа объема производства продукции необходимо оценить его динамику. Для этого рассчитывают цепные и базисные темпы роста и прироста, абсолютный прирост, абсолютное значение 1% прироста.

Анализ начинают с общей оценки выполнения бизнес-плана и изменения выпуска продукции по сравнению с прошлым годом.

Изменения могут вызваны влиянием целого ряда причин, например, изменением цен на продукцию. Влияние этого фактора можно определить или с помощью индексного метода или путем сопоставления товарной продукции в фактически действительных ценах и в ценах, принятых в плане, а также в ценах прошлого года.

На объем товарной продукции влияет изменение объема продукции в натуральном выражении. Для расчета влияния этого фактора объем товарной продукции по плану умножают на процент выполнения плана по выпуску продукции в натуральном выражении и из полученного результата вычитают плановый объем товарной продукции.

Основные факторы, оказывающие влияние на изменение выпуска продукции можно сгруппировать:

1.      Факторы, связанные с организацией труда и использованием трудовых ресурсов

2.      Факторы, связанные с наличием и использованием основных средств

3.      Факторы, связанные с наличием и эффективным использованием материальных ресурсов.

В процессе анализа необходимо определить влияние этих факторов на выпуск продукции (табл. 1)

Таблица 1

Оценка влияния основных факторов на объем выпуска продукции

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+;-)

1. Товарная продукция, тыс. руб.

144 500

136 120

2.Среденесписочная численность промышленно-производственного персонала (ППП), чел.

455

401

3. Среднегодовая выработка 1 рабочего, тыс. руб.

317,58

339,45

+21,87

4. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

162 420

167,420

+5 000

5. Фондоотдача (п.1 : п.4)

0,89

0,81

-0,08

6. Материальные затраты, тыс. руб.

127 940

131 720

+3 780

7. Материалоотдача (п.1 : п.6)

1,13

1,03

-0,1

Приведенные данные в таблице показывают, что объем товарной продукции в отчетном году по сравнению с прошлым уменьшился на 8 380 тыс. руб. Это связано с влиянием следующих факторов:

1)      трудовых ресурсов:

-          изменением среднесписочной численности ППП:

-54 × 317,58 = - 17 150

-          изменением производительности труда:

+21,87 × 401 = +8 770

Следовательно, невыполнение плана по выпуску продукции обусловлено нехваткой трудовых ресурсов на предприятии.

2)      наличие и эффективное использование основных средств:

-          изменение стоимости основных средств:

            +5 000 × 0,89 = +4 250

-          изменение фондоотдачи:

      -0,08 × 167 420 = -13 194

То есть отрицательным фактором по отношению к выпуску продукции является ухудшение использования основных средств.

3)      Наличие и эффективное использование материальных ресурсов:

-          изменение количества потребленных материальных ресурсов:

      +3 780 × 1,13 = +4 271

-          изменение материалоотдачи:

      -0,01 × 131 720 = -13 172

Из приведенного анализа можно сделать вывод, что объем товарной продукции по сравнению  с прошлым годом из-за необеспеченности предприятия промышленными кадрами, а также неэффективного использования основных средств и материальных ресурсов.

В процессе анализа необходимо определить  влияние на объем товарной продукции изменения ассортимента и качества продукции, а также ритмичности производства.

Для предприятий, в состав валовой продукции которых включаются незавершенное производство, необходимо также рассчитать его влияние на объем товарной продукции (способ балансовой увязки).

Далее в процессе анализа товарной продукции необходимо определить влияние структуры продукции на объем ее выпуска. Для этого используется несколько способов:

1.      Разница между уровнями выполненного плана по выпуску продукции в стоимостном и натуральном выражении умножается на плановый выпуск товарной продукции в стоимостном выражении

2.      Рассчитывается объем товарной продукции при фактическом объеме в натуральном выражении и плановой структуре, поэтому из фактического выпуска товарной продукции вычитают полученный результат (способ процентных чисел).

Таблица 2

Расчет влияния структуры сдвигов на выпуск товарной продукции

Вид продукции

Оптовая цена за 1т, тыс. руб.

Выпуск продукции, т

товарная продукция в плановых ценах, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры

план

отчет

план

фактически при плановой структуре

отчет

А

2

200

190

400

423 (400 × 1,057)

380

-43

Б

3

300

350

900

951

1 050

+99

В

4

200

200

800

846

800

-46

Итого

700

740

2 100

2 220

2 230

+10

            Коэффициент выполнения плана по товарной продукции в натуральном выражении:

           

Кпл =

740

= 1,057

700

Приведенные данные в таблице показывают, что если бы структура выпуска продукции не изменилась, объем товарной продукции составил бы 2 220 руб. При фактической структуре он равен 2 230 тыс. руб., т.е. за счет структурных сдвигов товарная продукция увеличится на 10 тыс. руб. Влияние структуры на объем выпуска продукции можно определить с помощью средневзвешенной цены (или способом процентных чисел).

Таблица 3

Расчет влияния структуры продукции на объем ее выпуска

Вид продукции

Оптовая цена за 1т, тыс. руб.

Выпуск продукции, т

Структура выпуска продукции, %

Процентное число

Влияние структуры на цену за 1 т

план

отчет

план

отчет

изменение

А

2

200

190

28,57

25,68

-2,89

-5,78

Б

3

300

350

42,86

47,3

+4,44

+13,32

В

4

200

200

28,57

27,02

-1,55

-6,2

Итого

700

740

+1,34

0,0134

Приведенные данные в таблице показывают, что за счет изменения структуры продукции оптовая цена за 1 т увеличилась на 13 руб. Вследствие этого объем выпуска продукции увеличился на 9,92 тыс. руб. (+0,0134 × 740 = 9,92 тыс. руб.)

В процессе проведения анализа выпуска продукции необходимо оценить ритмичность и равномерность выпуска продукции.

Ритмичность производства характеризуется выполнением плана графика выпуска продукции предприятием в течение всего отчетного периода.

Для оценки ритмичности рассчитывают коэффициент ритмичности:

Критм =

факт. выпуск прод. в пределах плана

 

план выпуска прод.

 

Критм =

кол-во периодов, в которых план был выполнен

общее кол-во периодов

 

Чем лучше работает предприятие, тем выше коэффициент ритмичности. В идеале, коэффициент ритмичности равен 1.

 


Таблица 4

 

Данные для расчета коэффициента ритмичности

 

Декада

Выпуск продукции

Фактический выпуск продукции в пределах плана

план

отчет

1

500

470

470

2

500

520

500

3

500

50

500

4

 

 

 

Всего

1 500

1 500

1 470

 

Критм1 =

1 470

= 0,98

1 500

Критм2 =

2

= 0,67

 

3

 

На ритмичность оказывают влияние следующие факторы:

1)      рациональная организация труда и производства

2)      организация контроля за качеством продукции.

Для характеристики ритмичности используются показатели выпуска продукции по декадам, месяцам, кварталам. Анализ проводится в натуральных и стоимостных показателях. Для оценки равномерности выпуска продукции необходимо рассчитать коэффициент равномерности выпуска продукции:

Кравн = 100 – ν

ν =

δ

× 100%

;           δ =

Σ (х – хср)

хср

n

где    ν – коэффицент неравномерности;

            δ – среднеквадратическое отклонение;

            х – процент выполнения плана по отчетным периодам;

            хср – процент выполнения плана в целом за год (месяц, квартал);

            n – количество периодов.

Нормативное значение Кравн = 1.

Таким образом, проведенный анализ позволил установить, что производство на предприятии выполняется ритмично и равномерно.

В процессе анализа выпуска продукции необходимо уделить внимание ассортименту выпуска продукции.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: