Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Анализ рентабельности организации


Прибыль характеризует общие итоги работы предприятия, но не отражает эффективности использования им производственных ресурсов. С этой целью обычно применяют показатели рентабельности.

Рентабельность – это не один показатель, а система показателей. К ним относятся:

1.      общая рентабельность;

2.      рентабельность активов;

3.      рентабельность оборотных активов;

4.      рентабельность инвестиций;

5.      рентабельность собственного капитала;

6.      рентабельность продаж (реализации);

7.      рентабельность производства и др.

Рентабельность нормативного значения не имеет. Положительным считается увеличение в динамике.

Общая рентабельность =

прибыль от обычной деятельности

среднегодовая ст-ть ОС и матер. оборотный средств

Показатель можно рассчитать и по прибыли до налогообложения. Анализ проводят путем сопоставления фактической рентабельности с плановой или с показателями прошлого года, выявляют отклонения и устанавливаются причины. Далее оценивается влияние основных факторов на изменение общей рентабельности:

-          прибыль;

-          среднегодовая стоимость и оборотных средств.

Количественно оценить их влияние можно с помощью способа цепных подстановок.

Формулу общей рентабельности можно преобразовать путем деления числителя и знаменателя на выручку от продаж. Это позволяет получить зависимость общей рентабельности от трех факторов:

-          рентабельности продаж;

-          фондоемкости;

-          коэффициента загрузки материальных оборотных средств:

R =

П

=

П : В

ОС + МОС

(ОС : В) + (МОС : В)

В процессе анализа оценивается влияние этих факторов на изменение рентабельности способом цепных подстановок.

Таблица 38

 

Оценка влияния основных факторов на изменение общей рентабельности исследуемого предприятия

 

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

1. Прибыль от продаж, тыс. руб.

25

26

+1

2. Выручка от продаж

221

230

+9

3. Среднегодовая стоимость основных производственных средств

130

140

+10

4. Среднегодовые остатки МОС

70

75

+5

5. Рентабельность продаж (п.1 : п.2)

0,113

0,113

-

6. Фондоемкость реализации (п.3 : п.2)

0,588

0,608

+0,02

7. Коэф. загрузки МОС (п.4 :п.2)

0,317

0,326

+0,09

8. Общая рентабельность (п.1 : (п.6 + п.7))

12,5

12,1

-0,4

 

Приведенные данные в таблице показывают, что общая рентабельность снизилась на 0,4%. Оценим влияние основных факторов на такое изменение, используя способ цепных подстановок:

1.      изменение рентабельности продаж не оказало никакого влияния;

2.      изменение фондоемкости реализации:

0,113 : (0,608 + 0,317) = 12,2%

12,2 – 12,5 = -0,3%, т.е. за счет увеличения фондоемкости реализации на 0,02 пункта общая рентабельность снизилась на 0,3%.

3.      изменение коэффициента загрузки МОС:

0,113 : (0,608 + 0,326) = 12,1%

12,1 – 12,2 = -0,1%

4.      суммарное влияние:

-0,3 + (-0,1%) = -0,4%

Таким образом, повышение рентабельности способствует улучшению использования основных средств и ускорение оборачиваемости МОС.

Самый общий показатель рентабельность активов (капитала), которая показывает, сколько прибыли получит организация на 1 руб. имущества.

Рентабельность активов =

чистая прибыль (или прибыль до нал-ния)

величина активов

Преобразуем:

Rа =

ЧП

=

ЧП

=

ЧП : В

А

ОС + НМА + ОБА

ОС : В + НМА : В + ОБА : В

Таким образом, основные факторы, оказывающие влияние на изменение активов:

-          рентабельность продаж;

-          фондоемкость реализации;

-          коэффициент загрузки оборотных средств и нематериальных активов.

Оценка влияния этих факторов проводится также с помощью способа цепных подстановок.

Другой показатель рентабельность продаж.

 

Rп =

ЧП

выручка от продаж

Этот показатель может быть рассчитан и по другим видам прибыли. Он показывает, какую прибыль имеет организация с каждого рубля реализованной продукции.

При проведении анализа дается оценка изменения рентабельности продаж по сравнению с бизнес-планом или прошлым годом, рассчитывается влияние факторов на это изменение.

Основные факторы:

-          прибыль и выручка (способ цепных подстановок);

-          влияние факторов второго порядка (различные виды прибыли и выручка от различных видов деятельности). Используется способ долевого участия.

При более детальном анализе можно оценить зависимость рентабельности продаж от уровня себестоимости, прибыли от продаж, операционных и внереализационных результатов, налогов от прибыли в выручке от продаж.

 

Таблица 4

 

Оценка влияния основных факторов на изменение рентабельности продаж

 

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Сумма, т. р.

Уд. вес, %

Сумма,

т. р.

Уд. вес, %

Сумма,

т. р.

Уд. вес, %

1. Выручка от продаж (без НДС)

45 300

100

45 361

100

+61

-

2. Себестоимость продаж

37 508

82,8

37 151

81,9

-357

-0,9

3. Валовая прибыль (п.1 – п.2)

7 792

17,2

8 210

18,1

+418

+0,9

4. Внереализационная прибыль

100

0,22

120

0,26

+20

+0,04

5. Налоги из прибыли

2 780

6,14

3 230

7,12

+450

+0,98

6. Чистая прибыль

5 112

11,28

5 100

11,24

-12

-0,04

7. Рентабельность продаж (п.6 : п.1)

11,28

-

11,24

-

-

-0,04

 

Данные в таблице показывают, что рентабельность продаж снизилась на 0,04%. Влияние основных факторов можно оценить по процентам в выручке от реализации способом балансовой увязки. Самое значительное влияние оказал рост удельного веса налогов на 0,98%., что привело к тому, что доля чистой прибыли в выручке снизилась на 0,04.

Далее в процессе анализа определяется влияние рентабельности продаж отдельных видов продукции и изменения структуры продукции на рентабельность продаж в целом. Для этого делаются расчеты:

1.      определяется удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации;

2.      рассчитывается показатель рентабельности продаж для отдельных видов продукции;

3.      определяется влияние структурного фактора путем умножения базовой рентабельности изделия на разницу между его фактическим и базовым удельным весом;

4.      определяется влияние изменения рентабельности путем умножения разницы между фактической и базовой рентабельностью изделия на его фактический удельный вес в общем объеме реализации.

Таблица 5

 

Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продаж

 

Вид

продукции

Рентабельность продаж

Доля отдельных видов продукции в общем объеме

Влияние на рентабельность продаж

прошл. год

отчет. год

изм.

прошл. год

отчет. год

изм.

струк-

ту-ры реал.

рент. продаж отд. видов

сум-

марное влияние

А

10,45

12,54

+2,09

0,36

0,3

-0,06

-0,63

+0,63

-

Б

8,32

7,15

-1,17

0,3

0,25

-0,05

-0,42

-0,29

-0,71

В

14,77

12,67

-2,1

0,34

0,45

+0,11

+1,62

-0,95

+0,61

Итого

11,28

11,24

-0,04

1

1

-

+0,57

-0,61

-0,04

 

Приведенные данные в таблице показывают, что рентабельность продаж снизилась на 0,04%. Увеличение удельного веса продукции В с 34% до 45% способствовало повышению рентабельности продаж на 0,57, но снижению рентабельности продаж продукции.

Рентабельность производства продукции

=

прибыль от реализации

полная себестоимость товарной продукции (в %)

В процессе проведения анализа находят изменение фактической рентабельности от запланированной или рентабельности прошлого года. Далее выявляются факторы, повлиявшие на это изменение, и количественно оценивается их влияние. Основные факторы:

-          структурные сдвиги в составе продукции;

-          изменение себестоимости продукции;

-          изменение цен на продукцию.

Таблица 6

 

Изменение рентабельности производства продукции в исследуемом предприятии за отчетный период

 

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

в ценах прошлого года

в ценах отчетного года

1. Реализация товарной продукции

45 300

45 323

45 361

2. Себестоимость продукции

37 508

37 560

37 151

3. Прибыль от реализации (п.1 – п.2)

7 792

7 763

8 210

4. Рентабельность производства продукции (п.3 : п.2) × 100%

20,8

20,7%

22,1%

 

Приведенные данные в таблице показывают, что рентабельность производства продукции в отчетном году по сравнению с прошлым увеличилась на 1,3%, что обусловлено влиянием факторов:

-          структурные сдвиги в составе продукции. Влияние этого фактора можно определить, сопоставив рентабельность фактического выпуска в ценах прошлого года и рентабельность прошлого года:

20,7 – 20,8 = -0,1%, т.е. влияние этого фактора снизило рентабельность на 0,1;

-        изменение себестоимости продукции. Влияние этого фактора можно определить, сопоставив рентабельность отчетного года и рассчитанной по фактической прибыли, скорректированной на изменение цен, с рентабельностью фактического выпуска в ценах прошлого года. Влияние изменения цен можно оценить путем сопоставления объема реализации в действующих ценах и ценах прошлого года:

45 361 – 45 323 = 38. Таким образом, в результате изменения цен объем реализации вырос на 38 000 руб. Далее рассчитывается рентабельность отчетного года, исходя из фактической прибыли, скорректированной на изменение цен

(8 210 – 38) : 37 151) × 100 = 22%, т.е. влияние изменения себестоимости составит ??????

-        изменение цен на продукцию. Влияние этого фактора определяется путем сопоставления рентабельности отчетного года и рентабельности, рассчитанной исходя из фактической прибыли, скорректированной на изменение цен 22,1 – 22 = 0,1%.

Проведенный анализ оказал, что росту рентабельности способствовали два фактора: увеличение цен на продукцию и снижение ее себестоимости.

В процессе анализа можно также определить влияние рентабельности производства отдельных видов продукции на рентабельность производства всей продукции. Для этого уровень рентабельности всей продукции представляют в виде суммы произведения рентабельности производства отдельных видов продукции и доли их затрат в общей сумме затрат на производство продукции.

Далее для оценки влияния изменения рентабельности какого-либо вида продукции на общий результат значение этого показателя берут базисное, остальные показатели – фактические, и рассчитывают общий показатель рентабельности производства. Затем из фактической рентабельности производства вычитают рентабельность, полученную расчетным путем. Разница показывает влияние изменения рентабельности отдельных видов продукции на рентабельность производства в целом.

В конце анализа выявляются резервы по повышению рентабельности.

Таким образом, рентабельность представляет систему показателей, которые условно можно разделить на три группы:

1.      показатели доходности продукции (рентабельность производства, продаж);

2.      показатели прибыльности имущества предприятия (рентабельность основного капитала, оборотного капитала);

3.      показатели прибыльности использования капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала).

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: