Теория экономического анализа и бизнес-планирования развития предприятия в условиях рыночной системы как наука основывается на следующих принципиальных положениях.
1.Организация (предприятие) рассматривается как свободный и юридически самостоятельный субъект рыночной экономики, полностью отвечающий за результаты своей экономической деятельности.
2.Предприятие рассматривается как многоцелевой центр (экономических, финансовых, исследовательских, технологических, юридическо-правовых и других целей), существующий и выживающий под управлением крепкой и сильной команды аналитиков и планировщиков в непрерывно изменяющемся конкурентном рыночном пространстве.
3.Объект и предмет исследования всегда находятся в единстве, противоречиях и непрерывном развитии и изменении.
4.Экономические категории и показатели подвергаются сложным, многоплановым и разнонаправленным действиям социальных, экономических, финансовых и других направлений, факторов-векторов, условий и резервов.
5.Между показателями существуют скрытые и явные причинно-следственные зависимости и соподчиненности.
6.Между явлениями, условиями и факторами существуют единство и борьба противоположных течений и направлений.
7.Количественное развитие экономических явлений, условий, факторов и показателей может перейти в новое качественное состояние – прогресс (например, предприятие за прошлый период получило убыток в размере 10 млн. руб., а за следующий отчетный период – 10 млн. руб. прибыли) и, наоборот, – регресс (предприятие снова получило убыток в 10 млн. руб.).
8.Учет в экономических процессах жизнедеятельности предприятия закона отрицания, например, каким бы новым ни был метод технико-экономического анализа и планирования, но он не может существовать вечно, так как наука развивается «отрицая свои прошлые достижения».
9. Каждое новое зарождающееся явление в методологии и методике анализа и планирования проходит в своем развитии минимум три этапа.
Предыдущие материалы: | Следующие материалы: |