Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции


 

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

ххх1

90 000

100

100

89 500

100

100

ххх2

92 400

102,7

102,7

92 600

103,4

103,4

ххх3

95 800

106,4

103,6

94 300

105,4

101,8

ххх4

94 100

104,5

98,2

93 500

104,4

99,2

ххх5

100 800

112

107,1

96 600

107,9

103

 

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации – на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

;               

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции – 1,92%.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике,, приведенной в табл. 3.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации – только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 3.2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 200_ год

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб.

Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.

План

Факт

Абсолютное изменение

% к плану

План

Факт

Абсолютное изменение

% к плану

A

28800

25200

-3600

-12,5

28500

24250

-4250

-14,9

B

33600

33264

-336

-1,0

33600

31800

-1800

-5,35

C

19200

22176

+2976

+15,5

18900

21350

+2450

+13,0

D

14400

20160

+5760

+40,0

14250

19200

+4950

+34,7

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

96000

100800

+4800

+5,0

95250

96600

+1350

+1,42

 

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.

Вид продукции

План

02.01.200_ г.

На сутки

На месяц

План с начала месяца

Фактический объем

Отклонение от плана

за сутки

с начала месяца

1

2

3

4

5

6

7

Изделие А

 

 

 

 

 

 

выпуск

80

1600

80

82

82

+2

отгрузка

82

1640

82

78

78

-4

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3.3.

1

2

3

4

5

6

7

Изделие В

 

 

 

 

 

 

выпуск

125

2500

125

124

124

-1

отгрузка

126

2520

126

128

128

+2

И т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

выпуск

330

6600

330

329

329

-1

отгрузка

333

6660

333

330

330

-3

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, – что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, тыс. руб.

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

А

1

800

850

 

800

 

2

800

750

-50

750

 

3

600

700

 

600

В

1

500

500

 

500

 

2

1200

1050

-150

1050

и т.д.

 

 

 

 

 

Итого

 

8000

8500

-800

7200

 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

, или 90%

Из табл. 3.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10%, а в целом за год – на 5% (табл. 3.5).

Таблица 3.5

Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.

Месяц

План поставки продукции

Недопоставка продукций