Методика анализа объема реализации продукции в зависимости от принятого на предприятии метода учета реализации, анализа выполнения договорных обязательств по поставкам продукции


В учетной политике предприятия предусматривается способ отражения реализации продукции по моменту отгрузки и предъявления покупателю платежных документов или по моменту поступления денежных средств за отгруженную продукцию.

Моментом реализации товаров называют момент, в который товары, отгруженные или отпущенные покупателю, считаются проданными.

Если фактом реализации продукции считается поступление денег на расчетный счет от покупателя, то для завершения операции реализации необходимо также наличие факта материально-вещественной передачи продукции покупателю, тогда для предприятия-продавца данная продукция считается реализованной. На предприятии продавца составляются следующие бухгалтерские проводки:

дебет счета 51 «Расчетный счет» и кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму поступивших от покупателя денежных средств (кредиторская задолженность);

дебет счета 90 «Реализация» и кредит счета 43 «Готовая продукция» (45 «Товары отгруженные») - на сумму списания фактической себестоимости реализуемой продукции (факт отгрузки продукции);

дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредит счета 90 «Реализация» - передача покупателю продукции по отпускной цене (передача права собственности);

дебет счета 90 «Реализация» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начисление НДС и косвенных налогов от выручки в бюджет;

дебет счета 90 «Реализация» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - списание суммы прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг, которая определяется путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту счета 90 «Реализация»;

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 90 «Реализация» - списание суммы убытка, полученного от реализации продукции, работ и услуг ниже себестоимости, который определяется путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту счета 90 «Реализация».

При таком отражении реализации продукции все налоги, сборы и отчисления, связанные с реализацией, а также отражение прибыли осуществляются в момент поступления денег от покупателя.

Продукция, отгруженная покупателю, за которую деньги не поступили, до момента оплаты не может быть признана реализованной. Такие отправления при передаче покупателю отражаются в бухгалтерском учете по дебету активного счета 45 «Товары отгруженные» по себестоимости до поступления денежных средств от покупателя.

Если в учетной политике предприятия упомянуто, что в качестве факта реализации нужно считать момент передачи покупателю продукции и расчетных документов на реализуемую продукцию (товары, услуги), то операции реализации продукции у предприятия-продавца отражаются следующими проводками:

дебет счета 90 «Реализация» и кредит счета 43 «Готовая продукция» - на сумму фактической себестоимости реализуемой продукции;

дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредит счета 90 «Реализация» - передача покупателю продукции по отпускной цене;

дебет счета 90 «Реализация» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начисление НДС и косвенных налогов от выручки в бюджет;

дебет счета 90 «Реализация» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - списание суммы прибыли, полученной от реализации;

дебет счета 51 «Расчетный счет» и кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму поступивших от покупателя денежных средств (в порядке погашения дебиторской задолженности).

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рисунок 1).

Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.

Балансовое управление имеет вид:

 

РП = ГПзап.н + ВП - ГПзап.к,

 

где РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.н, ГПзап.к - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции за период.

 


Рисунок 1. Модель факторной системы объема реализации продукции

 

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) “Отчет по продукции”, ф. № 1-п (квартальная) “Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте”, ф. № 1-п (месячная) “Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции”, ф. № 2 “Отчет о прибылях и убытках”, ведомость № 16 “Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация” и др.

Таким образом, объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции.

Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

- пересчета объема производства и реализации продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

- корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

 

,

 

где  - выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

 - выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц0 - цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции () рассчитываем по формуле:

 

,

 

где  - объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства и реализации.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

 

.

 

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.