Системный подход в комплексном анализе и способы его реализации


Объективные предпосылки системного анализа содержатся в самой экономике предприятия, рассматриваемой как сложная, динамичная и самоуправляемая система, обладающая свойствами целостности и внутренней активности. Анализ целостных свойств хозяйственной деятельности, выявление всесторонних связей и зависимостей между различными сторонами и видами этой деятельности с точки зрения ее целостности — отличительная особенность системного анализа.

При проведении системного анализа выделяют, как правило, шесть этапов. Рассмотрим содержание этих этапов применительно к анализу хозяйственной деятельности предприятия.

1. Целевой этап. Объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. На входе этой системы — материально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов; на выходе — материально-вещественные потоки готовой продукции. В результате производственного процесса производственные ресурсы, соединяясь, становятся продукцией. Целью работы предприятия является рентабельность авансирования капитала (активов). Задача системного анализа — рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности. Экономический принцип деятельности предприятия состоит в обеспечении либо максимального выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо при альтернативно заданном выпуске продукции минимального расхода ресурсов. Условия работы предприятия определяются системой экономических нормативов налогообложения и внешнеэкономическими связями, т.е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

Средством характеристики экономики предприятия является ведение счетов и других реквизитов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет называют в рыночной экономике языком бизнеса (предпринимательства). Основные функции предприятия-товаропроизводителя (покупка производственных факторов, изготовление продукции (услуг), продажа товаров) находят отражение в денежном кругообороте:

где Д — авансируемый для хозяйственной деятельности капитал;

Т — закупленные товары — производственные факторы (средства труда,

предметы труда и труд); П — организация производственного процесса для изготовления нового товара; Т' - новый товар (продукция, услуги), стоимость которого выше себестоимости на величину прибыли; Д' - выручка от продажи (реализации) продукции, стоимость которой выше себестоимости реализованной продукции на величину прибыли.

Денежный оборот, отражающий реальный процесс предпринимательской деятельности, фиксируется в комплексной системе бухгалтерского учета, благодаря которому формируется информационная система предприятия — необходимая база системного экономического анализа.

2.  Параметрический этап. На этом этапе главную цель функционирования производственной системы представляют в виде иерархии подцелей (дерева целей). Процесс построения дерева целей заключается в разработке качественных характеристик (параметров) функционирования системы — обобщающих и частных показателей хозяйственной деятельности. При этом следует стремиться к тому, чтобы выбранные параметры (показатели) наиболее точно отражали сущность соответствующих экономических процессов и явлений. Таким образом, отбор показателей, характеризующих деятельность предприятия, составляет суть второго этапа.

3.  Модельный этап. На данном этапе строят информационную модель хозяйственной деятельности, т.е. модель формирования экономических факторов и показателей. Определяют ее главные элементы и структуру, составляют общую блок-схему взаимосвязей основных групп показателей, формализуют связи между ними. Наиболее содержательную и законченную форму имеет общая схема формирования и анализа основных групп показателей хозяйственной деятельности, представленная на рис. 9.2.

4.       Факторный этап заключается в развертывании обобщающих, синтетических показателей деятельности предприятия в
систему аналитических, факторных показателей, из которых
формируются эти обобщающие показатели. Знание факторов
производства, их взаимосвязей, умение определять силу и направление их воздействия на обобщающие показатели создает основу для управления хозяйственной деятельностью через выходные параметры, что наиболее эффективно, поскольку имеет характер спрогнозированного (упреждающего) воздействия.

Этот этап завершается созданием формализованных факторных моделей различных показателей хозяйственной деятельности.

5.Расчетно-аналитический этап. На данном этапе испытывают построенные на предыдущих этапах факторные модели взаимосвязей показателей, собирают конкретные сведения о работе предприятия для заполнения созданных моделей, выполняют необходимые расчеты для определения факторного взаимовлияния показателей.

6. Оценочный этап. Этот этап завершающий и включает обобщение результатов анализа, объективную оценку работы предприятия и имеющихся резервов, выработку предложений и рекомендаций по использованию резервов, повышению эффективности хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.