Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота


 

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Он включает в себя продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления.

В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары (если Iц>1).

Проводя анализ, следует установить:

  • как развивается розничный товарооборот;
  • как удовлетворяется спрос на товары;
  • как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота;
  • как предприятие обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров;
  • как оно активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.

К основным задачам анализа розничного товарооборота относят:

1. Проверка выполнения плана товарооборота и удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары; освоение долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития торговой организации; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов.

2. Изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия.

3. Выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов.

4. Разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

В настоящее время в розничный товарооборот не включаются:

1) продажа непродовольственных товаров юридическим лицам, включая организации и учреждения социальной сферы, и продажа продовольственных товаров юридическим лицам, не относящимся к социальной сфере;

2) выдача работникам торгового предприятия товаров и погашение задолженности по заработной плате;

3) продажа на предприятиях торговли проездных билетов, талонов на проезд на всех видах транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек, почтовых марок, конвертов и почтовых открыток с марками.

Поэтому многие розничные торговые предприятия отражают отпуск указанных товаров как оптовую их продажу. В результате они определяют и изучают валовой (общий) товарооборот, включающий розничную и оптовую реализацию товаров. Однако основным показателем их торговой деятельности является розничный товарооборот.

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные:

  • планов, бизнес-планов предприятия;
  • бухгалтерской и статистической отчетности;
  • текущего учета;
  • норм, нормативов;
  • тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития;
  • внеучётные источники информации;
  • материалы личных наблюдений и хронометража.

При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм, или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.

Фактически объем розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Формы статистической отчетности, которые используют при анализе розничного товарооборота:

1)   Форма №1-торг «Отчёт о товарообороте и запасах товаров», составляется за каждый месяц. В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота. В данном отчете раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.

2)   Форма №3-торг (краткая) «Отчёт о продаже и запасах товаров», составляется за каждый месяц.  В данном отчете содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров — в стоимостных показателях. Кроме того, в нем отражаются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

3)   Форма №3-торг «Отчёт по розничной торговле» составляется  за каждый  квартал и в целом за год. Этот отчет составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе годового отчета приводится информация о розничной продаже товаров и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственных групп товаров). Во втором разделе содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования. В третьем разделе — о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. В четвертом разделе годового отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по розничной торговле» розничная реализация товаров указывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе.

В процессе анализа розничного товарооборота:

  • изучается объём розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;
  • исследуется структура  розничного товарооборота в целом по  торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту;
  • выполняется факторный анализ;
  • выявляются резервы роста объёмов деятельности с целью улучшения  обслуживания покупателей и максимизации прибыли.

 

 

 

 

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.