Анализ производственной программы предприятия автомобильного транспорта


 

Анализ организационно-технического уровня производства предполагает изучение технической базы: технического состояния оборудования и других средств, уровня технологических процессов, а также уровня организации производства и труда с целью разработки мероприятий по их усовершенствованию. На конкретных предприятиях это усовершенствование должно осуществляться под влиянием научно-технического прогресса (НТП). Реализация достижений науки и техники в производство проявляется, во-первых, при освоении новых видов продукции, модернизации уже освоенной для повышения ее качества и конкурентоспособности; во-вторых, при изменении производственной базы, что обеспечивает повышение эффективности производства за счет роста производительности труда, увеличения объема продаж, снижения себестоимости и т.п

Проблемы анализа организационно-технического уровня производства (ОТУП):

-  определение достигнутого уровня; выбор критериев оценки;

-  определение единых методологических подходов к оценке ОТУП;

-  поиск информационной базы для расчета показателей или создание ее на предприятии.

Анализ ОТУП нужен для того, чтобы определить влияние организационно-технических условий на результаты – показатели финансово-хозяйственной деятельности, для этого необходимо оценить экономический уровень производства.

При оценке ОТУП применяется 2 группы методов:

1 группа – методы, основанные на применении показателей, имеющих экономическое содержание и количественное выражение;

2 группа – методы, основанные на условных показателях (балльные оценки, эталоны уровней, категории и т.п.).

Для качественной оценки ОТУП необходимо применять обе группы методов.

Результатами анализа ОТУП должны быть конкретные рекомендации или мероприятия, направленные на развитие производства и являющиеся основой при составлении бизнес-планов.

Основные направления анализа ОТУП:

-  анализ научно-технического уровня производства;

-  анализ организации производства и труда;

-  анализ эффективности системы управления производством.

Эти направления рассматриваются во взаимосвязи, так как любые изменения в технической базе обычно требуют соответствующих изменений в организации производства, труда и управления. Так, замена оборудования невозможна без значительных инвестиций, для быстрой окупаемости которых необходимо обеспечить максимальную загрузку оборудования, а для этого нужно четкое планирование, материально-техническое обеспечение, наличие квалифицированных работников. Все это зависит от умения руководства на каждом уровне управления своевременно принимать управленческие решения и организовывать их выполнение.

Технический уровень производства зависит от отраслевых особенностей, поэтому при его анализе изучаются показатели, специфические для данной отрасли. Технический уровень производства можно оценить количественными и качественными параметрами.

При анализе технического уровня производства применяется следующая группировка показателей.

I группа. Показатели оценки уровня механизации, автоматизации

производства

Анализ начинают с определения величины и доли производственного оборудования в общей величине основных фондов. В составе оборудования изучается также доля прогрессивного оборудования, его возраст и техническая характеристика.

Для оценки уровней автоматизации, механизации производства применяются следующие показатели:

-    количество автоматизированного оборудования, его изменение в динамике;

-    удельный вес автоматов, полуавтоматов в общем количестве оборудования;

-    коэффициент механизации, автоматизации производства, показывающий удельный вес объема продукции, выработанной с помощью машин и механизмов (К механизации) или автоматов (К автоматизации) в общем объеме продукции, выработанной в анализируемом периоде;

-    коэффициент механизации, автоматизации труда, выражающий долю трудоемкости механизированных (автоматизированных) работ в общей трудоемкости продукции, выработанной за анализируемый период;

-    механовооруженность (техническая вооруженность труда) = среднегодовая стоимость машин, оборудования / численность рабочих, занятых в наиболее загруженную смену.

При изучении этого показателя в динамике он сравнивается с показателем среднегодовой выработки рабочего, которая должна увеличиваться более быстрыми темпами.

II группа. Показатели электрификации производства

-  показатель потенциальной электрификации производственных процессов рассчитывается отношением мощности электроустановок к суммарной энергетической мощности предприятия.

-   коэффициент фактической электрификации определяется отношением количества электроэнергии, потребленной за анализируемый период в технологических целях, к количеству всех видов энергии, потребленных в производстве;

-   коэффициент электрификации технологических процессов выражает долю электроэнергии, потребляемый в технологических целях, в общем количестве электроэнергии, потребленной за анализируемый период;

-   коэффициент электроемкости продукции определяется отношением стоимости потребленной в производстве электроэнергии к объему продукции, произведенной за анализируемый период;

-   электровооруженность труда рассчитывается делением количества электроэнергии, потребленной в производственных целях, на количество отработанных всеми рабочими человеко-часов за период. Данный показатель изучается в динамике и сопоставляется с показателями среднечасовой выработки одного рабочего, которая должна расти опережающими темпами. На основе оценки технического уровня производства должны быть разработаны мероприятия по замене оборудования на более прогрессивное и производительное, что обеспечит снижение трудоемкости продукции за счет пересмотра норм, экономию фонда заработной платы, рост производительности труда.

III группа. Показатели уровня технологии производства продукции

– удельный вес продукции, изготовленной с помощью прогрессивных технологических методов, в общем объеме продукции, выработанной за период; характеризует прогрессивность технологических процессов;

– коэффициент технологической оснащенности производства рассчитывается отношением количества наименований изделий (узлов, деталей), изготовленных с помощью специальных приспособлений, к общему количеству изделий (узлов, деталей), произведенных за период. Уровень технологии можно оценить более конкретно, например, по отдельным деталям, рассчитывая коэффициент использования материалов делением чистого веса детали к весу исходной заготовки. Чем он ближе к 1, тем выше уровень технологических процессов.

Технический уровень должен соответствовать уровню организации производства на предприятии.

Организация производства включает и организацию труда: разделение и кооперацию труда, оснащение рабочих мест и их обслуживание, нормирование труда, создание условий труда, подготовку кадров и повышение их квалификации, организацию оплаты труда и другие вопросы.

Обобщающую оценку уровня организации труда можно получить с помощью коэффициента организации рабочих мест, характеризующего удельный вес рабочих мест, соответствующих типовым (проектным), в общем количестве рабочих мест. Для оценки уровня организации труда можно использовать данные о целодневных и внутрисменных простоях не по вине рабочих, содержащиеся в документах об оплате простоев. Условия труда оцениваются по соответствию фактических параметров предусмотренным нормативам, таким как освещенность, запыленность, температура, шум, вибрация и другие.

Для качественной оценки организации и условий труда необходимо проводить аттестацию рабочих мест и персонала предприятия, по результатам которой принимать соответствующие решения.

Для анализа эффективности управления предприятием и его подразделениями необходимо, прежде всего, изучить организацию управления с целью оптимизации структуры управления персоналом, а также для оценки эффективности принимаемых управленческих решений.

Организация управления зависит от масштаба предприятия и от его производственной структуры (количества, взаиморасположения подразделений предприятия).

Производственная структура включает следующие подразделения:

-    основные,

-    вспомогательные,

-    управленческие,

-    обслуживающие.

Более подробно изучается структура управления, которая определяет количество подразделений, занятых управлением, их иерархию и взаимодействие.

Для оценки эффективности управления используются следующие показатели:

-    численность работников управления (Чупр);

-    затраты на управление (Зупр);

-    объем продаж, приходящийся на 1 работника = объем продаж / Чупр       ;

-    коэффициент эффективности управления = объем продаж / Зупр;

-    соблюдение норм управляемости (например, число рабочих, приходящихся на 1 мастера).

Анализ качества руководителей проводится по уровню образования, профессиям, стажу работы, квалификации.

Качество управленческих решений влияет на использование рабочего времени в производстве. Для его оценки можно определять

Коэффициент качества управления

=

1 –

Суммарные потери времени производственных

подразделений по организационным причинам (чел.-час)

Суммарный плановый фонд времени (чел.-час)

По выявленным отклонениям выявляются причины и принимаются управленческие решения. Величину потерь времени по организационным причинам можно рассчитать на основе информации об оплате простоев не по вине рабочих и их среднечасовой заработной плате.

В завершение анализа организационной управленческой структуры необходимо оценить эффективность мероприятий, направленных на повышение организационно-технического уровня производства и совершенствование управленческой деятельности.

Для анализа фактические показатели эффективности сопоставляются с плановыми по следующим критериям:

-    по количеству мероприятий;

-    по срокам внедрения;

-    по результатам (высвобождение численности, рост прибыли, производительности труда и другие).

Основные фонды являются одним из производственных ресурсов, от состояния и использования которых зависят результаты деятельности предприятия. Анализ основных фондов проводится по следующим направлениям:

-   анализ изменения величины основных фондов по их видам;

-   анализ структуры основных фондов и ее изменения в динамике;

-   анализ движения основных фондов;

-   анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов;

-   анализ использования производственного оборудования по количеству, времени работы и другим параметрам;

-   анализ эффективности затрат на содержание и эксплуатацию оборудования, а также на проведение капитального ремонта оборудования, его замену и другие мероприятия.

Результатом анализа является выработка предложений по обновлению основных фондов: модернизации, расширения площадей и приобретения нового оборудования, а также предложений о повышении сменности работы оборудования, своевременности ремонта и повышении его качества.

В зависимости от функциональной роли выделяют при анализе фонды основного вида деятельности и основные фонды других отраслей, в т.ч. производящих товары и оказывающих услуги. Структурный анализ предполагает расчет удельного веса каждого вида основных средств в общей их стоимости и сопоставление его по периодам Сравнение данных о величине основных фондов (средств) на конец и начало анализируемого периода позволяет выявить их динамику.

Показатели движения основных фондов (ОФ):

Коэффициент ввода (обновления)

=

Стоимость поступивших (новых) ОФ

Стоимость ОФ на конец периода

Коэффициент выбытия

=

Стоимость выбывших ОФ

Стоимость ОФ на начало периода

Коэффициент прироста (изменения)

=

Разница между стоимостью введенных и выбывших ОФ

Стоимость ОФ на конец периода

Данные показатели изучаются в динамике (за несколько лет) и характеризуют скорость замены основных фондов.

Одной из задач управления производством является обеспечение рационального использования основных производственных фондов (ОПФ).

От эффективности использования ОПФ зависит объем выпуска, а также показатели прибыли и рентабельности.

Основной обобщающий показатель – фондоотдача(ФО), характеризующая выпуск продукции с каждого рубля стоимости основных производственных фондов и рассчитываемая по формуле:

ФО = ТП / ОПФ (в руб.), где ТП – объем продукции, произведенной за период (товарной); ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, обычно рассчитываемая как средняя хронологическая.

Анализ показателя фондоотдачи проводится в динамике и в сравнении с планом; выявляются отклонения и их причины.

Основные показатели, рассчитываемые для анализа производственной программы:

1.     Среднесписочное количество автомобилей (Асс), ед.

2.     Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве) (АДх).

3.     Автомобиле-дни работы (АДр).

4.     Автомобиле-часы работы (АЧн), ч.

5.     Общая грузоподъемность автомобилей (qобщ), т.

6.     Среднесуточный пробег одного автомобиля (автобуса) (Lсут), км.

7.     Общий пробег автомобилей (Lобщ), км.

8.     Пробег с грузом (Lгр), км.

9.     Количество ездок с грузом (nег).

10.           Суточный объем перевозок (Qсут), т.

11.           Общий объем перевозок (Qт), т.

12.           Общий грузооборот (Рткм), ткм.

13.           Объем перевозок пассажиров ((Qпасс), пасс.

14.           Пассажирооборот (Рпасс-км), пасс-км.

Технико-эксплуатационные показатели.

1.     Среднее время пребывания автомобилей в наряде (Тн), ч.

2.     Средняя грузоподъемность автомобиля (q), т.

3.     Коэффициент технической готовности (αт).

4.     Коэффициент выпуска автомобилей на линию (αв).

5.     Коэффициент использования пробега (β).

6.     Средняя техническая скорость (Vт), км/ч.

7.     Средняя эксплуатационная скорость (Vэ), км/ч.

8.     Среднее расстояние перевозки грузов (l), км.

9.     Средняя длина ездки с грузом (lег), км.

10.           Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой (tпр), ч.

11.           Статический коэффициент использования грузоподъемности (γс).

12.           Динамический  коэффициент использования грузоподъемности (γд).

Показатели программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия определяются следующим образом.

Среднесписочное количество автомобилей, ед.

 

∑Асс=

или

 

∑Асс= ,

где WАсс – выработка на один списочный автомобиль в т или ткм.

         Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве)

 

АДх = АссДк.

 

         Автомобиле-дни работы

 

АДр= АДх αв.

 

Автомобиле-часы работы

 

АЧн = АДрТн.

Общая грузоподъемность парка автомобилей, т

 

qобщ =∑ Ассq.

 

Среднесуточный пробег одного автомобиля, км

 

Lсут  = .

 

Общий пробег автомобилей, км

 

Lобщ = ∑ Lсут АДр.

Пробег с грузом, км

Lгр= ∑ Lобщ β.

 

Количество ездок с грузом

nег =∑ nег АДр =  АДр

или

 

nег = ∑.

 

Суточный объем перевозок, т

 

Qсут= .

 

Общий объем перевозок, т

 

Qт = ∑Qсут АДр.= ∑nег АДр.

 

Общий грузооборот, ткм

 

Рткм = ∑Qтl =  АДр.

 

         Затем вычисляются плановые показатели выработки подвижного состава.

         Выработка на одну списочную автотонну:

- в тоннах

 

,

 

- в тонно-километрах

 

.

 

Выработка на один списочный автомобиль:

- в тоннах

,

 

- в тонно-километрах

.

 

Выработка на один автомобиле-день работы:

- в тоннах

 

,

 

- в тонно-километрах

 

.

 

Выработка на один автомобиле-час работы:

- в тоннах

 

,

 

- в тонно-километрах

 

.

 

Выработка на один километр пробега, т

 

.

 

В программе по эксплуатации, кроме суммарных показателей, рассчитывается средний уровень технико-эксплуатационных показателей автотранспортного предприятия

Средняя грузоподъемность одного автомобиля, т

 

= .

 

Среднее время пребывания в наряде, ч

 

.

 

Средний коэффициент использования пробега

.

 

Средний статический коэффициент использования грузоподъемности

.

 

Средний динамический коэффициент использования грузоподъемности

.

 

Среднее расстояние перевозок, км

 

.

 

Средняя длина ездки с грузом, км

 

.

 

Средняя техническая скорость, км/ч

 

,

где АЧдв – автомобиле-часы движения

 

АЧдв = ∑АЧр - ∑АЧпр,

 

где АЧпр - автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой,

 

АЧпр = ∑tпр nег.

 

Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч

 

.

 

Расчет показателей программы по эксплуатации автобусного парка во многом аналогичен расчету по грузовым автомобилям. Отличия состоят в планируемых значениях следующих показателей.

Объем перевозок пассажиров, пасс.

 

Qпасс = АДр.

Пассажирооборот, пасс-км.

 

Рпасс-км = ТнVэβqаγа АДр,

 

где  qа – вместимость автобуса;

                 γа – коэффициент использования пассажировместимости (наполнения);

                 lн – среднее расстояние поездки пассажира, км.

 

 

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.