Значение и задачи анализа оборота розничной торговли. Анализ обо­рота розничной торговли по общему объему.


Анализ оборота розничной торговли — важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия. Цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема продаж позволили им получить необходимую величину прибыли.

Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной торговли по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).

Для достижения поставленных целей каждое торговое предприятие должно четко определить задачи анализа оборота розничной торговли. К числу таких задач относятся следующие: оценка рыночной активности в тех сегментах рынка, где предприятие осуществляет (или собирается осуществлять) свою коммерческую деятельность; изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся условий на рынке; разработка прогнозов конъюнктуры потребительского рынка и коммерческой деятельности предприятия; оценка объема и структуры оборота как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.

В соответствии с рассматриваемыми задачами предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве и в то же время отражают различные стороны коммерческого (торгового) процесса. Такая система показателей может быть представлена в виде следующих групп: соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка; показатели оборота розничной торговли в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды; показатели структуры объема продаж; показатели оборота розничной торговли по структурным единицам торгового предприятия (в разрезе отдельных магазинов, отделов и т. п.); показатели рыночных цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция); расчеты влияния на величину объема продаж розничной торговли основных факторов (изменений товарных запасов, поступления, рыночных цен и т. п.).

Приведенная система показателей торговой деятельности дает богатый материал для анализа. В условиях становления рыночной экономики при анализе торговой деятельности число показателей сокращается, они унифицируются, некоторые из них изменяют свое содержание и, в силу ненадобности, отдельные из них отмирают. Выбор показателей требует от работников предприятий глубоких знаний тенденции и особенностей функционирования и развития потребительского рынка в стране и регионе, понимания главных и других целей развития деятельности предприятия, умения использовать возможности торговли в деле решения социально-экономических задач региона и повышения уровня жизни населения.

Торговые организации (предприятия) начинают анализ с оценки выполнения установленного ими самостоятельно плана (прогноза) за отчетный период (месяц, квартал, год) путем сравнения фактических (очень часто — ожидаемых) данных за отчетный период с объемом продажи товаров по плану. На практике накоплен опыт определения ожидаемого объема продаж. Отдельные предприятия устанавливают ожидаемый объем продаж путем суммирования фактического оборота розничной торговли за истекший период и плановой величины, установленной на оставшиеся месяцы текущего года. Однако другие предприятия объем продаж за оставшийся период до конца текущего года определяют с учетом его анализа за ряд лет, предшествующих текущему, особенностей развития торговли и с учетом других факторов, которые повлияют на величину объема продаж за месяцы до конца текущего года.

Для каждого предприятия важно установить причины отклонений фактического оборота розничной торговли от планового. Тем самым дается оценка обоснованности плана и выясняется, какие условия не были учтены при его разработке. Причинами отклонений фактического объема продаж от плана могут быть изменения ожидаемого поступления товаров по объему и срокам, недостаточная численность работников, формирование ассортимента товаров магазинов без учета спроса покупателей, ценовой фактор и многие другие.

Предприятию следует по каждому из факторов проводить расчеты их влияния на изменения фактического объема продаж по сравнению с его плановой величиной. Так, перебои в торговле отдельными товарами влияют на уменьшение оборота розничной торговли. Размер этого уменьшения определяется путем умножения среднедневной продажи этих товаров на число дней, когда не было этих товаров в наличии. Закрытие магазинов по различным причинам также прямо влияет на уменьшение объема продаж (однодневный объем продаж умножают на число дней, в течение которых магазин по различным причинам не работал). Особую роль сегодня имеет установление конкурентных цен на товары. Для этого изучают их величину в других магазинах и оценивают ход продаж. В случаях изменения цен необходимо изучить колеблемость однодневных продаж этих товаров и оценить их влияние на объем продаж.

В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема оборота розничной торговли проводят изучение его также по ассортиментной структуре.

Удовлетворение покупательского спроса – главная цель формирования структуры оборота розничной торговли. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам с учетом натурально-вещественной структуры. Анализ структуры оборота розничной торговли позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах.

Структура оборота розничной торговли – это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме оборота розничной торговли.

Оборот розничной торговли обеспечивается, прежде всего, товарными ресурсами. Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и продажи на экспорт. Применительно к предприятию розничной торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу оборота розничной торговли, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления. Далее рассмотрим методику анализа товарных ресурсов.

По порядку исчисления товарные запасы подразделяются  на абсолютные и относительные показатели.

Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или стоимостных единицах.

Относительное выражение товарных запасов наиболее правильно характеризует их, поскольку увеличение или снижение их абсолютного количества не свидетельствует о затоваривании или недостаточности товарных запасов. Поэтому товарные запасы исчисляют и в днях оборота.

Товарные запасы в днях оборота - это относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

Фактический однодневный оборот розничной торговли рассчитывается путем деления оборота розничной торговли соответствующего периода (год, квартал, месяц) на количество дней в периоде (соответственно 360, 90, 30).

Уровень товарных запасов на определенную дату не в полной мере отражает действительное состояние запасов, поэтому он должен дополняться расчетами товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость показывает время, в течение которого реализуются товарные запасы. Можно сказать иначе: товарооборачиваемостью называется время, необходимое для полного обновления запаса или количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Одним из измерителей товарооборачиваемости является время  обращения товаров в днях (длительность одного оборота).

Время обращения товаров в днях определяется делением суммы среднего товарного запаса текущего хранения на среднедневной оборот розничной торговли.

Время обращения товаров указывает на продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса.

Товарооборачиваемость, выраженная числом оборотов (в разах) называется скоростью товарооборота (С). Скорость товарооборота определяют делением фактического объема оборота розничной торговли (Р) на средние товарные запасы в сумме или делением количества дней в периоде (Д) на товарооборачиваемость в днях.

Скорость товарооборота указывает, сколько раз произошло в течение данного отчетного периода возобновление товарного запаса или сколько оборотов совершили средние товарные запасы при данном товарообороте.

Средние товарные запасы в сумме рассчитываются по формуле средней хронологической моментного ряда.

Эффективность использования товарных запасов может быть измерена и с помощью показателя, характеризующего рентабельность, который определяется как отношение годовой суммы прибыли (П) к среднегодовым запасам товаров.                                         

Величина товарных запасов должна быть оптимальной для предприятия, т.е. с одной стороны, должна быть достаточной для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны – не должна привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Общим условием рационального соотношения между оборотом розничной торговли и товарными запасами при их общем увеличении является более высокий темп роста оборота розничной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.